Картуков Иван Иванович (13(27).9.1904 г. - 22.06.1991 г.)



Выдающийся конструктор в области ракетной техники.
Иван Иванович Картуков родился 27 сентября 1904 года в городе Орле. Отец, тоже Иван Иванович, был портным; мать, Ольга Васильевна, - прядильщицей. Трудовую деятельность начал в 11 лет, поступив на работу подручным слесаря на снарядном заводе в городе Орел.
До 16 лет успел поработать на трех предприятиях: снарядном заводе, 1-м Пролетарском машиностроительном заводе и станции Орел Московско-Курской железной дороги.
В 16 лет И. Картуков поступил на кавалерийские курсы Красной Армии, после окончания которых был направлен в части особого назначения Орловско-Витебской железной дороги.
После расформирования отряда устроился работать слесарем на машиностроительный завод имени Медведева.
В 1920 году добровольцем ушел в Красную Армию. В 1926 году откомандирован на учебу в Рабфак в Ленинграде, по окончании которого направлен на учебу в МВТУ им. Баумана. Учебу в МВТУ им. Баумана совмещал с работой конструктором по авиавооружению в ЦАГИ и ОКБ С.В.Ильюшина.
После окончания института с 1933 года работал на заводе № 39 имени Менжинского.
В 1937 году по рекомендации Ильюшина С.В. и Туполева А.Н. назначен Главным конструктором по авиавооружению на завод №145.
В период Великой Отечественной войны работал Главным конструктором завода №445. Созданное и руководимое им ОКБ разработало и внедрило целый ряд образцов специального вооружения, эффективно использованного нашей армией.
В 1946 году в Москве был создан опытный завод №81 Министерства авиационной промышленности, в последствии машиностроительный завод "Искра". На этом предприятии с 1946 по 1987 год работал Главным конструктором. За период работы с 1946 по 1987 год под его руководством было создано более 200 специальных изделий по заданиям Генеральных конструкторов Королева, Туполева, Ильюшина, Сухого, Яковлева, Микояна, Челомея, Грушина, Бисновата, Бугайского, Селезнева, Торопова, Ляпина, Соколовского, Хохлова, Северина. Участвовал в создании средств спасения экипажей космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", летательных аппаратов и подводных лодок.
Широко известна двигательная установка системы аварийного спасения ракетно-космического комплекса "Союз", разработанная в МКБ "Искра" и прошедшая уже несколько модификаций.
Особое внимание было обращено на работы по созданию газогенераторов, используемых в системах аварийного спасения подводных лодок и системах запуска двигателей летательных аппаратов.
Подготовил и воспитал целую плеяду талантливых инженеров-конструкторов, технологов и испытателей, которые участвовали и участвуют в создании образцов новой техники. Многие из них стали Лауреатами государственных премий и награждены государственными наградами.
21 сентября 1940 года И.И. Картукову в числе 25 лучших авиаконструкторов и ученых была присвоена ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.
После начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован (в октябре 1941 года) в город Куйбышев, в район станции Красная Глинка на берегу Волги Производство разместилось в пяти километрах от станции, в так называемом Управленческом городке.
В эвакуации конструкторский коллектив Картукова продолжил изготовление изделий химического и бомбового вооружения, кроме того, начал выпуск ампулометов для борьбы с танками и другой техникой, благодаря которым появилась возможность с дальнего расстояния поражать противника. Под руководством И.И. Картукова были разработаны и изготовлены бомбодержатели для самолетов "У-2" и "Ил-2". Так, в легендарном самолете времен Великой Отечественной войны - "У-2" - соединилась работа двух наших выдающихся земляков: создателя самолета - авиаконструктора Н.Н. Поликарпова и И.И. Картукова. С помощью устройств, придуманных И.И. Картуковым, советские летчицы, которых немцы называли "ночными ведьмами", неслышно подлетали к расположению противника и сбрасывали на него бомбы.
В марте 1946 года в Москве создали опытный завод № 81, в состав которого вошли два КБ. И.И. Картукова назначили главным конструктором одного из них. 1946 год и стал годом рождения МКБ "Искра". И.И. Картуков возглавлял КБ со дня его образования до 1987 года и затем до кончины в 1991 году продолжал активно участвовать в деятельности своего детища. КБ под руководством И.И. Картукова разрабатывало и внедряло в серийное производство изделия по техническим заданиям генеральных конструкторов самолетов А.Н. Туполева, А.И. Микояна, П.О. Сухого, А.С. Яковлева, С. В. Ильюшина, конструкторов ракетных комплексов С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея и других. Успешно велись работы по совершенствованию средств спасения экипажей самолетов, космических кораблей, а также средств мягкой посадки спускаемых аппаратов. Были разработаны и внедрены стреляющие механизмы для катапультируемых кресел космических кораблей "Восток" и многоразового орбитального корабля "Буран".
Созданные специалистами предприятия противоштопорные ракеты и ускорители обеспечили испытания самолетов семейства "Миг","Ту", "Ил", "Су", "Як" и других.
Широко известна двигательная установка системы аварийного спасения ракетнокосми чес кого комплекса "Союз", разработанная в МКБ "Искра" и имеющая несколько модификаций. В 1983году надежная работа этой установки обеспечила спасение экипажа космического корабля "Союз-Т" (космонавты Титов,Стрекалов) при аварии ракеты носителя "Союз" на стартовом комплексе космодрома Байконур.Многим летчикам спасло жизнь катапультируемое кресло, основу конструкции которого составляет стреляющий механизм, разработанный специалистами МКБ "Искра". Большое количество успешных разработок, выполненных под непосредственным руководством главного конструктора МКБ "Искра", позволяет говорить о научно-конструкторской школе Картукова. Сегодня эта школа продолжает развиваться остается одним из центров в российской промышленности по разработке твердотопливных двигателей и газогенераторов.
В конструкторское бюро И.И. Картуков принимал талантливых специалистов. Он подготовил и воспитал целую плеяду замечательных инженеров - конструкторов, технологов и испытателей, которые и сегодня участвуют в создании образцов новой техники.
За создание и внедрение в производство специальной техники И. И. Картуков награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и многими медалями. За выдающиеся работы в области ракетной техники Сталинская премия (1942), Ленинская премия (1965) и Государственная премия (1985).
Главный конструктор И. И. Картуков скончался 22 июня 1991года и похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Его жизнь и плодотворная деятельность являются ярким примером служения Отечеству.
В его честь машиностроительное конструкторское бюро "Искра" в 2002 году переименовано в Открытое акционерное общество "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" имени Ивана Ивановича Картукова.
К 100-летию со дня его рождения Федерация Космонавтики России учредила памятную медаль его имени.
Одна из улиц в Советском районе города Орла носит имя конструктора авиационной и космической техники Ивана Картукова.

Награды:



2 ордена Ленина
Орден Октябрьской революции
Красной Звезды
Трудового Красного Знамени
Медали
Сталинская премия (1942)
Ленинская премия (1965)
Государственная премия (1985)


Источники:


Миндыбаева, Л. Главный конструктор / Л. Миндыбаева // Орловская правда. - 2007. - 11 октября. - С. 1, 6.